Расчeт и подбор серводвигателя для шарико-винтовой пары
Сервопривод, на базе синхронного двигателя с датчиком обратной связи (энкодером), стал неотъемлемой частью большинства станков, в которых необходима прецизионность, высокая динамика процессов и надежность. О достоинствах сервопривода в сравнении с другими типами электроприводов (асинхронного, синхронного реактивного, постоянного тока) используемых в станкостроении написано множество литературы.
Основной особенностью сервопривода на базе синхронного двигателя с постоянными магнитами (рассматриваемого в этой статье), является то, что он может кратковременно обеспечивать момент до 350% от номинального, что позволяет обеспечить высокую динамику и выбирать двигатель с меньшим номинальным моментом, чем в случаях с другими типами двигателей. Содержание этой статьи будет актуально для специалистов уже определившихся с типом оборудования, но не знающих как подобрать серводвигатель.
Сервоприводы YASKAWA Sigma-5 и Sigma-7
Обратите внимание на статью: Подбор линейного серводвигателя
Очень часто инженеры сталкиваются с проблемой подбора серводвигателя для того или иного типа применения. Выбор номинальных характеристик двигателя не должен носить эмпирический характер, так как существует единственный проверенный способ – расчёт параметров двигателя. Этот расчёт производится исходя из условий функционирования системы и требований к ней. В статье приведены схема (рис.1) и пример расчета серводвигателя YASKAWA серии SIGMA 5 в применении с шарико-винтовой парой (ШВП) – преобразователем вращательного движения в поступательное линейное.
Максимальное время перемещения (позиционирования): tm=1,2 с;
Точность остановки: δ=±0,01 мм;
Коэффициент трения скольжения: μ=0,2;
КПД механики: η=0,9 (90%).
1. Расчёт времени при помощи циклограммы линейного перемещения
Для точного расчёта параметров мотора под требуемую задачу, нужно составить циклограмму движения механизма (рабочего органа). В данном случае движение рабочего органа будет циклическим.
Рисунок 2. Циклограмма линейной скорости.
t=60/n=60/40=1,5 c;
Из циклограммы видно, что время ускорения и торможения имеют равные значения, следовательно, мы получаем:
ta=td=tm-60l/ϑL =1,2-(60×0,275)/15=0,1 c;
tc=tm-2×ta=1,2-0,1×2=1,0 c.
2. Расчёт скорости вращения вала серводвигателя
Скорость вращения винта ШВП: nL=ϑL/PB =15/0,01=1500 об/мин;
Скорость вращения вала двигателя: nM=nL×i=1500×2=3000 об/мин.
3. Расчёт момента, прикладываемого к валу серводвигателя
Серводвигатели YASKAWA при разгоне и торможении могут превышать номинальный момент до 350% в течении 2 сек, чему соответствует перегрузочная характеристика серводвигателя:
Расчёт момента для создания ускорения: MP=(2π×nM (JL+JM))/60×1/ta+ML=(2π×3000×(0,259+2,29)×〖10〗^(-4))/60×1/0,1+0,43=1,23Нм < 2,23Нм (меньше пикового момента и следовательно условие выполнено);
Расчёт момента при торможении: MS=(2π×nM (JL+JM))/60×1/td-ML=(2π×3000×(0,259+2,29)×〖10〗^(-4))/60×1/0,1-0,43=0,37Нм < 2,23Нм (меньше пикового моментаи следовательно условие выполнено);
Расчёт эквивалентного момента: Mrms=√((〖MP〗^2×ta+〖ML〗^2×tc+〖MS〗^2×td)/t)=√((〖1,23〗^2×0,1+〖0,43〗^2×1+〖0,37〗^2×0,1)/1,5)=0,483Нм = 0,483Нм (равно номинальному моменту, условие выполнено).
9. Результаты расчётов и подбора серводвигателя
Ниже приведена циклограмма момента и скорости, приведённая к валу серводвигателя:
Рисунок 5. Циклограмма момента и скорости на валу серводвигателя.
Из циклограммы (рис. 5) и перегрузочной характеристики (рис. 4) видно, что время разгона и торможения не превышает допустимое время перегрузки:
При разгоне двигатель создаёт момент в 254% от номинального. Максимально допустимое время работы с моментом 254% от номинального составляет 4,5 с, а время разгона составляет 0,1 с. Так как 0,1 с < 4,5 с, то двигатель при разгоне не перегреется.
При разгоне момент не превышает номинальный, следовательно двигатель при торможении не перегреется.
Из пунктов 1 и 2 видно, что сервомотор соответствует требуемой динамике заданного цикла.
В результате этого расчёта мы смогли обоснованно подойти к выбору серводвигателя для шарико-винтовой пары. В связи с тем, что параметры сервомотора удовлетворяют расчётным параметрам, то можно быть уверенным в безотказной работе нашей системы.