Подбор линейного серводвигателя

Задача выбора линейного двигателя, подходящего для конкретного применения, имеет важное практическое значение. При подборе двигателей ограничения, накладываемые на процессы электромеханического преобразования энергии, должны учитываться тщательно и с разумным запасом.

Линейный серводвигатель с линейными направляющими
Линейный серводвигатель с направляющими

При выборе линейного двигателя, прежде всего необходимо быть уверенным, что он развивает достаточное усилие, которое способно обеспечить оптимальный режим работы двигателя. Занижение необходимого усилия электропривода снижает надежность его работы и при неблагоприятных условиях вызывает ускоренный износ изоляции и выход двигателя из строя. Большие запасы по усилию также влекут негативные последствия, связанные с нерациональным использованием дорогостоящего оборудования, ухудшением энергетических показателей недогруженных двигателей и увеличением динамических нагрузок механизмов. Поэтому от правильности выбора двигателей при проектировании существенно зависит производительность и надежность приводимых в движение механизмов.

Общий принцип

При подборе линейного двигателя прибегают к использованию так называемой нагрузочной диаграммы – зависимость силы двигателя от времени F=f(t), соответствующей известной зависимости скорости электропривода от времени v=f(t). Расчет нагрузочной диаграммы двигателя может быть произведен с помощью уравнения движения (второй закон Ньютона):

F =m×a +F_тр или F=F_дин+F_тр,

где

F_тр – сила сопротивления трения;

F_дин – динамическая сила, обусловленная инерционностью системы, равная произведению массы на ускорение.

При этом для расчета нагрузочной диаграммы должны быть известны параметры нагрузки, скорость двигателя, коэффициент трения, преодолеваемое расстояние и время всего цикла работы двигателя, которое включает в себя промежутки времени ускорения, торможения и работы на постоянной скорости.

Механические параметры

Механические параметры, применяемые при расчетах, обусловлены массой движущихся частей самого двигателя и перемещаемой им нагрузки, а также требуемой диаграммой движения.

Пример применения линейного двигателя и перемещаемой им нагрузки
Пример применения линейного двигателя и перемещаемой им нагрузки

Параметр

 Обозначение 

параметра 

 Значение 

Масса нагрузки

m_W

1 кг

Масса стола

m_T

2 кг

Скорость двигателя

V

2 м/с

 Преодолеваемое расстояние  

l

0,76 м

Коэффициент трения

µ

0,2

Время ускорения

t_a

0,02 с

Время работы 

на постоянной скорости

t_c

0,36 с

Время торможения

t_d

0,02 с

Время цикла

t

0,5 с

Внешняя сила на участке 

линейного движения

F_E

0 Н

Диаграмма рабочего цикла двигателя

По заданным механическим параметрам рассчитывается и строится тахограмма (зависимость скорости двигателя от времени v=f(t)) линейного двигателя. Относительно нее рассчитывается и строится нагрузочная диаграмма двигателя:

В общем случае, катушка располагается на магнитном пути, вдоль которого она и перемещается. Также есть двусторонние типы устройств, в которых магнитный путь располагается с двух сторон по отношению к движущейся катушке. Такое расположение составных частей машины осуществляется для более эффективного использования магнитного потока с обеих сторон.

Тахограмма и нагрузочная диаграмма рабочего цикла двигателя
Тахограмма и нагрузочная диаграмма рабочего цикла двигателя

Установившаяся сила сопротивления (без учета влияния движущейся катушки)

F_L=[9,8 ∙ μ ∙ (m_W+m_T )]+F_E=9,8 ∙ 0,2 ∙ (1+2)+0=5,88 (Н)

Динамическая сила сопротивления (без учета влияния движущейся катушки)

F_P=(m_W+m_T ) ∙ V/t_a + F_L=(1+2) ∙ 2/0,02+5,88=305,88 (Н)

Предварительный подбор линейного двигателя

Выбирая линейный двигатель, необходимо учесть, чтобы он обладал требуемой перегрузочной способностью и был способен работать продолжительное время не перегреваясь.

Занижение по перегрузочной способности двигателя вызывает чрезмерное потребление тока, недостаточное усилие и перегрев. Избыточное тепловыделение электродвигателей, вызываемое также нерациональным режимом работы машины, является главной причиной его неисправности.

Критерий по перегрузочной способности:

  • F_p (усилие при пуске) ≤ Максимальная сила ∙ 0,9

  • F_S (усилие при торможение) ≤ Максимальная сила ∙ 0,9

Проверку по условию нагрева проведем методом среднеквадратичного усилия.

  • F_rms (среднеквадратичное усилие) ≤ Номинальная сила ∙ 0,9

С помощью каталога YASKAWA сделаем предварительный выбор линейного двигателя:

  • SGLGW-60A253CP - движущаяся катушка линейного двигателя

  • SGLGM-60□□□C – магнитный путь линейного серводвигателя (подробный код зависит от длины магнитного пути)

Сервомотор без сердечника SGLGW
Сервомотор без сердечника SGLGW

Технические характеристики предварительно выбранного линейного серводвигателя

Параметр

 Значение 

Максимальная сила

440 Н

Номинальная сила

140 Н

Масса подвижной 

катушки (m_M)

0,82 кг

  Магнитное притяжение  

серводвигателя (F_att)

0 Н

Механическая характеристика линейного двигателя SGLGW-60A253C с SGLGM-60
Механическая характеристика линейного двигателя SGLGW-60A253C с SGLGM-60

Проверка предварительно выбранного линейного двигателя

Установившаяся сила сопротивления:

F_L=μ × [9,8×(m_W+m_T+m_M )+F_att ]=0,2 × [9,8×(1+2+0,82)+0]=7,5 (Н)

Проверка по перегрузочной способности при пуске:

F_P=(m_W+m_T+m_M ) × V/t_a +F_L=(1+2+0,82) × 2/0,02+7,5=389,5 (Н) F_P ≤ Максимальная сила × 0,9 (=396 Н) - удовлетворяет условию

Проверка по перегрузочной способности при торможении:

F_S=(m_W+m_T+m_M ) × V/t_a -F_L=(1+2+0,82) × 2/0,02-7,5=374,5 (Н) F_S ≤ Максимальная сила∙0,9 (=396 Н) - удовлетворяет условию

Проверка по нагреву проводится методом среднеквадратичной силы:

F_rms= √((F_P^2 × t_a+F_L^2 × t_C+F_S^2 × t_d)/t)=
√((〖389,5^2 × 0,02 +〖7,5〗^2 × 0,36 +〖374,5〗^2 × 0,02)/0,5) =108,3(Н) ≤ номинальная сила∙0,9 (=132,3 Н) - удовлетворяет условию

Заключение

В момент пуска и торможения двигатель развивает наибольшие усилия. Они меньше чем максимальное усилие, развиваемое двигателем. Выбранный двигатель справляется с динамическими нагрузками и полностью удовлетворяет требованию по перегрузочной способности.

Среднеквадратичная нагрузка не превышает номинальную. Следовательно, двигатель подобран корректно под данный режим работы и может работать продолжительное время, не требуя дополнительного охлаждения и остановок.

Для управления двигателем следует подобрать подходящий сервопривод. Для этого снова обратимся к каталогам YASKAWA. По каталогу для серии Sigma-7 выбираем сервопривод SGD7S-2R8Axxxx.

Cервопривод SGD7S и сервомотор SGLGW
Cервопривод SGD7S и сервомотор SGLGW

При выборе сервопривода стоит обратить внимание, на подходящий под требования заказчика способ управления сервопривода. Это может быть сервопривод, как с импульсно-аналоговым управлением, так и сервопривод с цифровым управлением (EtherCAT, Profinet, Mechatrolink) или встроенным контроллером.

Не забудьте укомплектовать привод необходимыми кабелями и датчиками двигателя.

Комплектация линейного привода от компании YASKAWA
Комплектация линейного привода от компании YASKAWA